Сайт Николаева Мария Александровна

Доклад для педагогов "Научно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

14 декабря 2022

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Андринская» средняя общеобразовательная школа.

(МБОУ "Андринская СОШ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Научно- исследовательская деятельность детей

старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Докладчик:

Николаева М.А.

 

 

Андра

2022

     В дошкольный период происходит формирование многих умений, способностей, знаний. Обучение и воспитание детей в данный период активно стимулируют развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи и др. Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и владеть ими, мыслить самостоятельно и творчески.

     Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционна рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

     Поисковая, исследовательская активность- естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

     В период дошкольного детства «островок» познавательно- исследовательской деятельности  сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, пробуя возможности любого нового материала.

     К старшему дошкольному возрасту познавательно- исследовательской деятельности вытекают в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире.

     В настоящее время мы являемся свидетелями того, как  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира- метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия в которых раскрываются содержание данного объекта

     Цель познавательного развития.

Цель организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитие у дошкольников исследовательского типа мышления. (Это не значит, что воспитатель видит в дошкольниках будущих профессиональных исследователей,  экспериментаторов и ученых, он дает ребятам восторг новым открытиям. НЕПРАВИЛЬНО вкладывать информацию в чистом виде. ПРАВИЛЬНО позволять им открывать мир заново с помощью визуального, акустического и сенсорного восприятия, тогда ребята самостоятельно узнают качества и свойства предмета.  С развитием аналитических  умений – устанавливают причинно- следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

     Задачи познавательного развития.

  1. Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира4
  2. Формирование первичных представлений об их свойствах (форма, цвет, размер, структура, звучность и т.д.);
  3. Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  4. Создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  5. Стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  6. Формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторике.

Форма организации исследовательской деятельности.

     Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, ФЭМП, подготовке к изучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Также дошкольники получают знания во время прогулке, при помощи наблюдений за объектами живой и не живой природы. Старший возраст дошкольников проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе, нежели дети младшего возраста, у них наблюдение на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира.

     Исследовательская деятельность в ОУ организуется в следующих формах:

  1. Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

- доступность (каждый ребенок участвует в процессе исследования)

- структурности ( занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведение итогов)

- непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

  1. Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена – в пресной или соленой, например).
  2. Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстает от общего в группе.

Методы и приемы.

Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой воспитатель не сообщает воспитанникам готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.

Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала ОД6 таким образом возникает ощущение сплоченности группы в поиске решения, активизируется мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Например, «почему в тёплое время года ветви деревьев достаточно гибкие, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет проблемный вопрос, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

Наблюдение. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой, экспериментирование является ведущей деятельностью дошкольника. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами: ставят опыты с водой в твёрдом и жидком состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшего дошкольного опыта, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно- исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность.

ТРИЗ –технология. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ реализуется чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Даша- растеряша, потеряла варежку, как ей теперь идти гулять, на улице же холодно? А теперь кукла Даша не может найти шарфик, как же ей дойти до бабушки, в такую холодную погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за изменениями в природе с началом зимы, не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается во всех этапах эксперимента: при формулирование цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при проведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умение четко выразить свою мысль, это облегчает проведения опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердиев: «Если знанья есть – то и слову честь».

Так дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы.

Связь экспериментирования с ИЗО. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет точнее будет результат природоведческого эксперимента.

Связь экспериментирования с ФЭМП. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование- это эффективный способ обучения детей самостоятельной деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка.

Заключение.

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуально самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс поиска, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, воспитание у детей таких качеств как, уверенность в себе, коммуникабельность.

 

 

 

Оставить комментарий: